Хорошо известно, что человек является биологической открытой системой, находящейся в гомеостазе с естественной средой обитания. Искажение, подмена естественной среды обитания искуственно созданной неотвратимо приводит к болезненному, вплоть до смертельно опасного, нарушения биологического функционирования организма.
Но ничто не может нам помешать быть уверенным в том, что человек находится в такой же зависимости от другого проявления внешней среды — информации.
Мы слышим, видим, чувствуем запах. Все это — информация от внешней среды. Информационная среда, и именно она (в совокупности с внутренней информацией тела), полностью определяет работу мозга. Только вдумайтесь – полностью. Мозг получает внешнюю информацию и реагирует на нее настроением, мотивацией, побуждением, вдохновением, агрессией, апатией и, в конце концов, принятием осознаваемых и, по большей части, неосознаваемых решений.
Так же, как и в ситуации с биологическим гомеостазом, состояние психоэмоциональной сферы миллиардами невидимых нитей связано с окружающей нас средой, является ее частью и эволюционно приспособлено к исправному существованию в исключительно естественной информационной среде обитания, существованию в условиях естественного информационного гомеостаза.
Так же, как биологическую среду обитания, человек невероятно трансформировал и свою естественную информационную среду.
Мы можем переживать, смотря кинофильм, так же, как переживали бы такие же события в жизни. И когда-то просмотренное кино может влиять на все наше поведение длительное время.
Мы никак не защищены от новых форм воздействия, потому что в природе, в естественной среде обитания, нет фантомных изображений и звуков. Мы естественно верим в то, что видим, как и должно быть в естественной среде обитания.
К настоящей реальности нас может вернуть только фильтр вербальной верификации. Однако эффективность этого фильтра напрямую связана со способностями человека, его образованностью и наличием соответствующей волевой установки.
Мы научились создавать фантомные образы самих себя, мультиплицируя свою личность и теряя целостность своего Я.
Средства коммуникации и мультимедиа могут являться мощнейшими усилителями любой недостоверной информации. И, хотя в естественной природе ложь также присутствует, она не может быть фиктивно «удостоверена» с такой мощностью как в новосозданной информационной среде.
Так же, как и в ситуации с био- гомеостазом, примеры незащищенности человека в новой инфосреде многочисленны. Однако, есть и значительное различие в работе нового инфогомеостаза и нового биогомеостаза.
В отличие от тела, мозг обладает колоссальной адаптивностью и способностью к созданию инфо- гомеостаза за счет собственной информационной трансформации. В той ситуации нарушения гомеостаза, когда тело должно было бы уже умереть, мозг способен адаптироваться и выжить. Необходимое свойство мозга развившееся для социализации личности, не различая где истина, а где фантом и виртуальная реальность, добросовестно отрабатывает свой инфогомеостаз, создавая синтетическое Я.
Приписываемое же Гиппократу популярное выражение «я состою из того, что я ем», в полной мере по смыслу можно отнести и к потребляемой информации: «Я есть то, что я слышу и вижу».
Думаю, не будет преувеличением сказать, что сегодня в более-менее развитых странах, а особенно в городах, человек на 90% погружен в искусственно созданную информационную среду. А это означает, что мозг, точнее психоэмоциональная сфера этого человека в значительной степени есть также искусственный продукт.
Так же, как и в случае био- гомеостаза, мы можем установить разумом и волей фильтры взаимодействия с информационной окружающей средой, восстановить информационный гомеостаз. Однако, повторюсь, такая возможность в значительной мере определяется и интеллектуальными способностями индивида и его информированностью.
Современный культурный контекст, где «человек шагает как хозяин» и поворачивает реки вспять, контекст, ставящий человека или человечество над природой, обособляющий его от природы, создаваемая иллюзия всемогущества порождают невиданный вселенский эгоцентризм как человечества в целом, так и каждой отдельной персоны. В то время, когда каждое эго является сугубо синтетическим, эгоцентризм окончательно закрывает двери действительно индивидуального развития. Устанавливается окончательный и закрытый синтетический инфогомеостаз искусственной личности с искусственной средой. Личность как таковая исчезает. Остается фантом.
Примечательно и логически обоснованно, что именно такая «личность» в наибольшей степени считает себя индивидуальностью.
Восстановление, экология своего инфогомеостаза сегодня — императив выживания, если под своей жизнью понимать жизнь собственного Я, а не биологическое существование некоего тела, принадлежащего непонятно кому, но точно не нам самим. Тела — для потребления.
Можно ли доказать, что мозг НЕ-детерминированная система или опровергнуть обратное?
Думаю, нельзя. Однако, если это и детерминированная система, то ее детерминированность будет подобна детерминированности координат и импульса молекул в комнате. Т.е., понимание наличия такой детерминированности ничего не дает.